Шоумен Алекс Верник: как сделать свадебный банкет сказочным праздником
Алекс, что собой представляет wedding show?
Это свадьба под ключ, но не в плане самой организации и проведения церемонии, это организация и проведение свадебного банкета — то, что касается арт-части, артистов, сценария и т.п.
Тебя можно назвать ведущим этого действа?
Сейчас нет такого понятия, как «ведущий», если мы говорим о мировых тенденциях проведения вечеров, банкетов и тусовок. Понятия «тамада», «ведущий» — это всё ушло в далекое прошлое. У людей просто нет такой потребности, чтобы какой-то клоун сидел, веселил их, потому, что все это напоминает партсобрание советских времен или какую-то дешевую вечеринку в деревенском клубе. Человек приезжает в Европу, чтобы получить то, что он не может получить там, на месте: какой-то искренний вечер, где люди ни на кого не завязаны, ни от кого не зависимы, где люди могут отдохнуть, насладиться музыкой, восприятием красивых номеров. Общением друг с другом. Естественно, что в центре всех этих событий должны быть жених и невеста. К сожалению, часто можно увидеть в России, что после второй или третьей рюмки все уже забыли, зачем они здесь собрались. Я понял, что не хватает именно этого звена, объединяющего все пожелания людей, которые сюда приезжают, объединяющего их мечты. Сказку, которую девочка себе придумала в детстве. Она живет с этой сказкой до свадьбы, вот она выходит замуж, ей хочется, чтобы это всё воплотилось в жизнь. Именно вот этим я и занимаюсь.
Из каких этапов складывается эта работа?
Есть специфика небольшая. Так как я еще являюсь и одним из ведущих европейских стилистов все-таки не хотелось отходить от модной темы. Как есть мода на букеты, на платья, так есть мода и на проведение вечеров и когда мы составляем с клиентами программу, с той девочкой, которая что-то себе придумала, естественно мы учитываем все модные тенденции, новые тренды проведения вечеров именно на данный момент, данный сезон. Сразу оговорюсь, мы работаем с VIP-клиентами. Всегда все вопросы упираются в бюджет. Когда нет бюджета невозможно сделать что-то потрясающее, чтобы впечатлило и самих новобрачных и их гостей. Гости сейчас пошли очень искушенные. Они видели уже вечера, где ведет и Басков и Ургант, все звезды современной эстрады присутствуют. Мы берем другим — у нас есть сказочная Прага. У нас есть европейские свадебные традиции, которые отличаются коренным образом от российских свадебных традиций, но они такие же интересные, загадочные, сказочные. Каждую традицию можно обыграть по-разному.
Что модно в этом сезоне?
В этом сезоне пошла мода на Америку. В прошлом была модна Анна Каренина, теперь это стиль «Великого Гэтсби», потому что кинематограф, конечно, рулит. Кино объединяет людей, еще Ленин в свое время назвал его важнейшим искусством. Люди то они вообще все разные, но кино помогает найти общие точки соприкосновения.
В чем конкретно выражается мода на американский стиль?
Во-первых, всегда есть несколько моментов, которые нужно учитывать. Первый, что это все же свадьба — это праздник для двоих и ради двоих. Ради которого приезжают остальные гости. Второй момент, который нужно учитывать то, что гости обычно разновозрастные. Это близкая часть семьи папа, мама, дяди тети и так далее, и вторая половина — молодежь, это друзья подруги у которых другие интересы, другие музыкальные и эстетические вкусы. Третье, что люди приезжают с разных уголков земного шара на свадьбу. Они много лет друг друга не видели. В процессе свадебного вечера этому надо уделить внимание и в то же время дать людям время пообщаться, обменяться новостями, просто потусить, послушать музыку. Вот этот американский стиль тусовки очень хорошо для этого подходит. Если мы говорим о «Гэтсби», это конечно джазовая музыка, джазовый оркестр, ненавязчивый стиль, люди могут выйти покурить сигары, действие идет само собой, отделения этого шоу плавно перетекают из одного в другое. Каждый может найти что-то на свой вкус: и люди старшего возраста и молодые и потом все это превращается в общую тусовку, все вместе сами идут танцевать…
Это настоящее искусство так всё организовать…
Это очень сложно. Самое главное, чтобы было ненавязчиво. Почему я отказался от ведущего как такового? Потому что ведущий — ведет, изначально навязывает правила своей игры. Так быть не должно. Правила нашей игры мы обсуждаем с новобрачными и потом у гостей создается ощущение, что они принимают решение, то есть они изначально подсознательно принимают правила игры и уже все, что бы потом с ними ни происходило в процессе вечера они делают по собственной инициативе.
Можешь для наглядности привести какой-нибудь пример?
Я бы не хотел открывать сейчас все свои карты, потому что конкуренция в этой сфере очень большая. Ну, например, то, что всегда проходит на ура. Опять же стиль «Гэтсби». Что характерно для Америки 20-х гг.? Сухой закон. Всегда это обыгрывается, всегда на ура. Недавно на одном ивенте, не свадьбе, мы выпускали специальные доллары с изображением виновников торжества, алкоголь был строго лимитирован. Так как понятно, что не было телефонов в то время, артисты, когда встречали гостей в начале шоу, предлагали им сдать свои телефоны в гардероб и получить за это определенную сумму американских «долларов», которые потом использовались в процессе вечера. Мы убили сразу двух зайцев, во-первых, ничто не отвлекало гостей, и гости сразу получили определенную сумму валюты, которую они могли потратить в процессе вечера. Были компоты, крюшоны лимонады, то есть напитки которые были популярны в Америке в 20-е гг. Естественно, лимитированный алкоголь был на столах, но он очень быстро закончился. И люди с удовольствием принимали участие в номерах, которые разыгрывали артисты, получали за это дополнительные деньги, шли в бар и там из-под полы покупали то что им было нужно. Помимо сухого закона всегда на ура проходит появление первого конкурса «Мисс Америка». У невесты есть куча подружек, которые готовятся так же, как и невеста, хотят себя продемонстрировать. Стало уже традицией проводить конкурс а-ля «Мисс Америка». Девушки могут попробовать себя в роли моделей, продемонстрировать свои платья, а их спутники мужчины представляют собой строгое жюри, которое очень серьезно болеет за каждую участницу и это всегда украшение любого вечера. Я не могу сказать, что мы заставляем людей это делать. Нет, тут все по Станиславскому «вера в предлагаемые обстоятельства». Человек, когда он идет веселиться от души, с удовольствием идет на контакт. Иногда я поражаюсь, кто больше артист в этом действии: участники шоу или профессиональные артисты, которые это шоу подготовили? Мы стараемся стереть грань между артистами и участниками. Весь ивент построен в стиле флешмоба. Если артисты начинают ту или иную композицию, они тут же вовлекают гостей. Иногда, когда встречаемся с молодоженами мы предлагаем шоу-балет, они говорят, нет, мы не любим танцы, не любим балет. То есть стоит штамп какой-то в голове если это балет, значит должна выйти балерина в пачке и балерун в лосинах. Нет, ведь сейчас есть шикарный аналог в России — это балет Аллы Духовой, который работает на всех презентациях и концертах. Это очень вписывается в танцевальные моменты вечера. Когда у людей хорошее настроение они хотят петь, они хотят пить и хотят танцевать. Нашими артистами мы направляем это в нужное русло, чтобы никто не перебрал с дозой, чтобы все закончилось хорошо, чтобы этот вечер был действительно феерическим, и чтобы каждый гость почувствовал себя главным участником всего происходящего.
Каков минимальный бюджет для организации подобного представления?
По максимуму говорить не будем, но я бы не сказал, что цены на проведение такого вечера пугающие, потому что если мы возьмем расценки в среднем по Праге, хороший ведущий стоит примерно 150 евро в час. Свадебный банкет длится где-то 6 — 8 часов. Получается больше 1000 евро. Мы предлагаем нашим клиентам минимальный пакет, который стоит 2,5 тыс. евро. В него входят мои услуги, певица с живым звуком, шоу-балет. В нашей команде мы имеем несколько исполнителей, всегда предлагаем выбор. Это может быть джазовая певица, эстрадная, рок певица, можем сделать микс. Входит ди-джей, звукооператор, в продукцию входит свет, использование видеоряда, потому что молодым приятно видеть свои фотографии во время вечера, фотографии своих близких, детские фотографии, все это делает обстановку непринужденной, создается впечатление просмотра семейного фотоальбома, истории создания новой семьи.
С какими артистами ты работаешь?
Все зависит от клиентов, их желаний и бюджета. Одному невозможно проделать такую работу. Я являюсь автором этой идеи, режиссером этого мероприятия и не ведущим, а артистом, который ведет это шоу. У нас есть свой хореограф, несколько хореографов. Это профессионалы, которые работают в театре La Scala в Милане, которые работают здесь, в Национальном театре, которые работали в Большом театре. Хореография каждого вечера всегда индивидуальна. Со мной работает и прима-балерина и солисты театров, и ребята которые играют в мюзиклах с чешскими и мировыми звездами. Я спрашиваю, ребята почему вы все равно приходите на репетиции и делаете все это? И они мне сказали очень умную вещь. Когда человек приходит в театр, он смотрит то, что ему предлагают. Когда он приходит на такой вечер, он сам выбирает то, что он хочет увидеть, он может непосредственно поучаствовать в действе, и вот этот контакт артистов со зрителями, когда их не разделяет рампа, стоит очень многого. Я всегда прошу расстановку столов сделать таким образом, чтобы не было барьера между зрителями и артистами, чтобы вообще смести эту границу. Всегда представление идет между гостями. Я никогда не ставлю сцену, никогда не делаю какой-то подиум, не делаю этого разделения, и все именитые артисты, которые участвуют в наших мероприятиях, просто тащатся от того что нет разницы: ты артист или не артист. Мы все артисты.
А как с теми, кто не любит, чтобы их во что-нибудь вовлекали?
Во-первых, невозможно всегда охватить всех гостей на сто процентов, было бы неправдой, если бы я сказал обратное. У каждого человека есть какие-то свои дела и заботы. Он приехал на свадьбу. Он потратил какие-то средства, чтобы приехать. Мы не знаем, что у него в голове. Человек за свои деньги не должен получить дискомфорт на этом вечере. Если мы видим, что человек немножечко не в теме, я прошу оставить его в покое. Потому что все равно, из опыта, проходит полчаса, полтора часа, знаешь, как дети… У детей всегда горят глаза, они всегда открыты. Еще Станиславский в свое время сказал, что с детьми можно делать что угодно. Когда взрослый принимает правила нашей игры, даже если у него сначала какие-то проблемы, заморочки, 99,9% в конце вечера становятся участниками без того, чтобы их побуждали и им навязывали. Навязывать что-либо — неправильно, некорректно и неуважительно по отношению к человеку, который пришел на этот вечер.
У тебя есть какое-либо пожелание будущим невестам, планирующим обратиться к тебе за организацией свадебного вечера?
Да. Главное, не нужно бояться. Не нужно бояться идей, думать, что их невозможно будет воплотить. Было бы желание… Чем безумнее идея, тем интереснее нам, от постановщиков до артистов, и тем интереснее будет самой невесте, потому что её детская мечта действительно сможет воплотиться в прекрасную сказку.
Беседовал Константин Гербеев.